Автор Тема: Почему падают рынки  (Прочитано 5200 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн abc0000Автор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 222
  • +5/-0
    • Просмотр профиля
Почему падают рынки
« : 26.05.2006 10:29 »
Мне понравилась статья Михаила Дубова из Ruconomics, буквально в двух словах поясняющая принципы рыночного ценообразования. Правда, название у нее немного другое -

Превед, рыног!

Как вы, наверное, уже слышали, в понедельник на российской фондовой бирже произошло достаточно большое падение. Некоторые уже успели обозвать этот день черным понедельником. На самом деле, упала не только российская биржа, но и фондовые рынки других развивающихся стран: Бразилии, Кореи, Турции, Индии и др. Теперь, когда все уже более менее успокоилось, можно попробовать проанализировать что же произошло. На экономическом сленге когда инвесторы выводят деньги из более рискованных бумаг (это, кстати, касается не только развивающихся стран, но и новых индустрий) говорят, что на рынки преобладают “медведи”. Медведи продают акции опасаясь рисков (и возможно рассчитывая на понижение), а “быки” (как на логотипе знаменитого банка Мерилл Линч) наоборот покупают более рискованные бумаги, рассчитывая на их подорожание. Так вот в понедельник рынки захватили медведи. Почему так случилось?

Как обычно в экономике, тут нельзя дать одно четкое объяснение. Все подобные вещи происходят в результате взаимодействия сотен разных переменных, поэтому их так трудно предсказывать. Но обычно можно выделить несколько основных. Так и тут. Во-первых, очень важную роль сыграло заявление председателя американского центробанка (он же Федеральная Резервная Система) о том, что ставка процента может быть поднята. Напомню, центробанкеры поднимают и опускают ставку для борьбы с инфляцией. Если ставку поднять, то при прочих равных инфляция снизится. Однако, поскольку все уже давно знают, как работает ФРС, то достаточно объявить о возможном повышении, чтобы вызвать все нужные эффекты на рынке. И потом само повышение становится уже не таким важным. Такую тактику широко использовал Алан Гринспэн и ей же видимо последовал Бен Бернанке. В интервью одному американскому телеканалу он сказал, что вероятно ФРС повысит ставки. Рынок среагировал переводом денег из более в менее рискованный активы, например государственные облигации США. Причем реакция оказалась настолько резкой, что Бернанке уже пожалел о своем телевизионном откровении.

Работает это достаточно просто. Представьте себе, что вы большой фонд, и у вас допустим миллиард долларов свободных. Вы можете вложить их в российские компании или в американские правительственные бумаги. Россия очевидно рискованней и поэтому привлекает инвесторов более высокими ставками. То есть, для примера, Россия вам предлагает 10% навар с ваших инвестиций, а Америка только 5% (цифры ненастоящие). Если вдруг в Америке поднимается ставка до допустим 7%, то чтобы российские бумаги с их рискованностью были так же выгодны, компаниям нужно будет поднять ставки до 12%1. Естественно как инвестор, вы не уверены, что они смогут эту ставку обеспечить, потому что прибыльнее компания-то не стала. Поэтому вложение в Россию станет еще более рискованным, и вы уже сейчас захотите вывести свои деньги. А дальше уже паника увеличивает этот эффект в десятки раз и случаются “черные понедельники”.

С другой стороны, не секрет, что развивающиеся рынки сейчас “перегреты”. Игроки это понимают и, на всякий случай, пытаются оттуда уйти. В итоге их реакция на заявления Бернанке еще больше обострена. Представитель российской службы по финансовым рынкам сказал, что падение рынков вызвано поведением институциональных инвесторов. Другими словами, большие инвестиционные фонды решили, что лучше не рисковать. Российский рынок вроде как не причем. И никак предотвратить падение нельзя было. На самом деле, можно было. Неприятно конечно рассказывать об этом Олегу Вьюгину, но если бы инвесторы считали российские бумаги менее рискованными, то и падение было бы меньше. А почему их считают рискованными все и так знают. Конечно за один день ничего поделать с этим нельзя. Но если бы предыдущие несколько лет правительство и ЦБ вели бы более стабильную экономическую политику, то в понедельник падение было бы не таким ощутимым. А так даже среди развивающихся стран российский рынок упал чуть ли не сильнее всех.

Сейчас, когда рынок осознал, что в панике было продано слишком много, рынки снова начали подниматься. И опять наименее рискованные быстрее остальных.