Автор Тема: Минюст США пытается замять десятки дел а-ля Enron  (Прочитано 2968 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн abc0000Автор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 222
  • +5/-0
    • Просмотр профиля
Ипотечный кризис заставил американскую юстицию избегать уголовного преследования нечистых на руку компаний

Осложнившаяся экономическая ситуация побуждает правоохранительные органы США все чаще проявлять снисходительность к корпорациям, нарушившим закон. Вместо заведения уголовного дела с фирмой достигается договоренность об уплате крупного штрафа и мониторинге – контроле над мероприятиями в фирме по преодолению системных пороков, способствующих правонарушениям. Штраф может быть весьма значительным, а контроль – весьма тщательным.

Волна расследований проделок руководства крупных корпораций, прокатившаяся по США вслед за делом энергогиганта Enron, оставила немало обгоревших головешек на месте когда-то процветавших компаний. Их руководители получили тюремные сроки, а сами фирмы-погорельцы перестали существовать. Из-за краха Enron без работы осталось 28 тыс. его сотрудников. Подобное случалось и с другими фирмами. Позднее, однако, скандалы стали потише, а уголовные дела не возникают.

Недавно ушел в отставку губернатор штата Нью-Йорка Элиот Спитцел, в бытность прокурором штата сделавший себе имя на громких делах корпораций. Ушел, правда, по причинам, никак не связанным ни с его прошлой прокурорской деятельностью, ни вообще с бизнесом – его обвинили в морально-этических нарушениях. Здесь интересен главным образом тот факт, что тайную слежку за губернатором вел Минюст США, который раньше по его заданию старательно собирал улики на миллионеров-менеджеров. Против экс-прокурора были применены те же методы, что и против менеджеров фирм: подслушивание телефонных разговоров и сбор сведений о платежах, произведенных в тайне от налогового ведомства, и т.п. Стоило ознакомить губернатора с результатами этой работы, как он тут же ушел в отставку.

Ныне стало известно, что еще раньше Минюст распрощался с насаждавшимися Спитцелом жесткими методами борьбы с корпоративными нарушениями. По данным New York Times, в 2006 году Министерством юстиции проведен пересмотр правил расследования нарушений законов менеджментом корпораций. Согласно новому положению, органы правосудия все чаще применяют так называемые deferred prosecution, что буквально означает «отсроченное правовое преследование». Речь идет о договоренности между прокуратурой и компанией, уличенной в нарушении закона, об уплате ею штрафа и проведении мониторинга действий фирмы, направленных на устранение нарушений. Его осуществляют оплачиваемые этой же фирмой эксперты, чаще всего это консультативная или юридическая фирма. Само соглашение чаще всего держится в секрете.

Подобное решение применяется не только в случаях выявления уклонения от уплаты налогов. Они применимы и к подтасовке правил бухгалтерской отчетности, выплате взяток чиновникам, в том числе иностранным, нарушениям таможенных правил и экологического регулирования, запрета на порнографию и т.п. При этом штрафы могут быть очень крупными, а контроль тщательным.

В кругах американского бизнеса, пережившего целую полосу унизительных уголовных процессов, закончившихся тюремными приговорами и нанесшими огромный ущерб компаниям, с облегчением встретили перемену стиля в деятельности органов правосудия. Ведь новая формула избавляет глав корпораций от страха по поводу того, что какой-либо новый ретивый прокурор вроде Спитцела посадит их на скамью подсудимых и разрушит саму фирму. Спокойнее стали и акционеры – они меньше боятся того, что громкие уголовные дела корпораций лишат их акций и пенсионных фондов.

В то же время эксперты-правоведы видят в новой практике не только возможность снизить накал общественного осуждения «жуликов-менеджеров», но не всегда оправданное послабление для правонарушителей. Руководители корпораций стали, мол, меньше бояться тюрьмы и соответственно смелее идут на риск столкновения с законом.

Иной раз придирчивый наблюдатель видит в таких соглашениях признак сговора. Подобные подозрения вызвал случай оплаты компанией, торгующей медицинскими материалами, мониторинга, который за 52 млн. долл. проводила консультативная фирма бывшего министра юстиции США Джона Эшкрофта. В других случаях штраф даже в десятки миллионов долларов выглядит как незначительное наказание по сравнению с грозившим менеджерам уголовным приговором.

Несмотря на подобную критику, количество соглашений корпораций с органами правосудия множится. В прошлом году только Минюстом заключено 35 сделок с фирмами. В числе крупных фирм – участниц таких соглашений называют инвестиционный банк Merril Lynch, банки Bank of New York, AmSouth Ban.

Ныне ФБР ведет 17 расследований дел компаний, которые подозреваются в нарушениях закона в связи с ипотечным кризисом, и число этих дел, по прогнозам, возрастает. Пока неясно, какие из этих дел превратятся в соглашения об отсроченном преследовании, а какие – в уголовные дела. В любом случае некоторые специалисты-правоведы предостерегли Минюст от чрезмерной покладистости в отношении корпоративных нарушителей закона. Их совет сводится к формуле: отсроченное преследование имеет право на жизнь, но не в каждом случае.

Независимая газета