Автор Тема: Кризис родился вместе с евро  (Прочитано 3332 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ХазарАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 49
  • +0/-0
    • Просмотр профиля
Почему евро в кризисе? Потому что изначально сама модель была ошибочной, пишет в статье для The Daily Telegraph Роджер Бутл (Roger Bootle), управляющий директор Capital Economics По его мнению, сохранить евро помогут только удачное стечение обстоятельств, быстрый экономический подъем и просвещенное экономическое руководство. Но в действительности все обстоит с точностью наоборот.

 Отмена национальных валют — дело очень сложное. Обменные курсы играют роль предохранителя. Когда вы их убираете, либо давление должно снизиться, либо оно найдет другой выход. В системе фиксированных обменных курсов, такой как ERM, валютные спекуляции могли обрушить систему и действительно рушили ее. Сторонники идеи евро успокаивали себя тем, что полномасштабный валютный союз защищен от таких атак.

 Все признавали, что экономическое и финансовое давление все же может найти какой-то выход: страны, которые отстоят от «ядра» блока, вынуждены платить более высокую доходность по облигациям. И это было бы хорошим ограничением. Но никто не представлял, что давление на рынке облигаций может угрожать стабильности самого евро.

 Можно выделить четыре основные проблемы. Две из них возникли в частном секторе. Первая заключалась в том, что, никоим образом не сообразуясь со своим новым статусом и новыми узами, Испания и Ирландия массово наращивали расходы в частном секторе (а в Греции во главе этой волны стояло правительство). Во-вторых, во всех этих странах долговые рынки не могли предвидеть возможные трудности и функционировали с доходностью лишь немного выше, чем по бумагам Германии. Соответственно, не создавалось необходимых ограничений.

 Третья и четвертая проблемы были связаны с провалом государственного руководства. Власти оперируют нестабильной банковской системой, которая очень подвержена потрясениям. И в результате их многолетней политики мы получили высокий уровень госдолга к ВВП, не только в периферийных странах, но и в предположительно стабильном «ядре» блока. Европейские власти сильно недооценивали вероятность дефолта по госдолгам как вполне реальной угрозы и рыночного фактора, способного вызывать полномасштабный банковский кризис.

 То, что политическая элита упорно продолжала проект евро, стало следствием огромной самонадеянности. Где была такая возможность, население лишили шанса высказать свое принципиальное отношение к введению евро и прочим аспектам интеграции. Там, где было необходимо учитывать голоса избирателей, голосовать вынуждали до тех пор, пока исход (референдума) не будет положительным. Нынешний кризис имеет те же корни. Экономические трудности проекта преодолеваются политикой. Истеблишмент в Брюсселе гарантирует, что все будет нормально.

 Но пока так не получается. Пока экономика грозит сокрушить политику. Уровень госдолга Греции так высок, что просто невозможно представить, как страна сумеет погасить все свои обязательства без внешней помощи (то есть подарков). И в экономике еще многие годы будет продолжаться спад. Должно будет что-то произойти, некое «событие». Вопросы заключаются только в том, когда оно произойдет, кто будет платить по счетам и как это будет называться.

 Поскольку речь идет о Евросоюзе, терминология имеет огромное значение. Разумеется, это не назовут дефолтом. Сомневаюсь, что это будет называться на «де-». На «де» начинаются всякие плохие истории, такие как дестабилизация и деградация. Хорошие слова начинаются с «ре-»: реструктуризация, реставрация, ренессанс.

 Кто будет платить по счетам, имеет значение потому, что финансовая нагрузка может серьезно подорвать банки. Что особенно важно, эта угроза касается и самого ЕЦБ, поскольку он взял на себя большой объем греческого долга. Препирательства по поводу того, кому придется платить, будет задерживать какие-то возможные решения и отравлять взаимоотношения между странами-участницами. Между тем европейская банковская система будет висеть на волоске.

 Поэтому так важен временной фактор — «когда». Нынешний подход заключается в попытках отсрочить «событие» до тех пор, пока ситуация не улучшится. Вы можете заметить, что это очень похоже на сложную стратегию, которую приняли британские банки в отношении обесценившихся коммерческих кредитов на недвижимость, а именно — «жди и молись».

 Таким образом, даже несмотря на то, что рынки не могут спровоцировать распад евро из-за давления на валютные курсы, они могут спровоцировать внутренний финансовый кризис, который будет хуже, чем любая валютная паника. Перспектива (или уже реальность) такого кризиса могут заставить некоторых европейских лидеров ускорить конец евро в том виде, в каком мы его знаем сегодня.

Роджер Бутл (Roger Bootle), управляющий директор Capital Economics и экономический советник Deloitte.

БФМ.РУ

akadex

  • Гость
Re: Кризис родился вместе с евро
« Ответ #1 : 06.06.2011 17:03 »
Существенный вклад в развитие кризиса, внесло многоступенчатое кредитование, когда бизнес уже не мог развиваться без новых, всё более рискованных вливаний. Это стало нормой и минимумом в конкурентной борьбе.
Большая часть государств распоряжались облигациями ничуть не лучшим способом.
Я всегда поражаюсь, когда участники всех отраслей экономики, свято верят в еще больший рост из года в год, а коррекция, хоть к каким-то ,пусть тоже завышенным величинам, поражает панику и хаос.

Конечно... бывают системные макроэкономические проблемы, серьезные внешние факторы (как недавний трагический пример в Японии), но тотальная утопия идеи вечного развития в купе с её поддержкой на высшем уровне, наносит урона больше цунами и землетрясений вместе взятых (в денежном эквиваленте).

А масс-медиа.., желая привлечь читателя, изыскивает всё более бредовые причины, обосновывающие сложности в той, или иной сфере дейятельности, но забывая о простых пастулатах.

З.ы. Я не про эту конкретную статью... в целом. :) А евросоюз рано, или поздно должен придти к тому, что состав участников измениться.

Оффлайн Andrew

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 119
  • +9/-2
    • Просмотр профиля
Re: Кризис родился вместе с евро
« Ответ #2 : 08.06.2011 10:43 »
А евросоюз рано, или поздно должен придти к тому, что состав участников измениться.

На эту тему статейка с Prian.ru:

Греки предлагают исключить Германию из Еврозоны

По словам греческого профессора экономики Паникоса Деметриадеса, это совершенно необходимо для спасения европейской валюты. Еврозона способна выстоять и укрепиться только в отсутствие экономически сильной Германии, а таким странам, как Греция, будет легче выйти из кризиса, утверждает профессор. Греческому профессору, который работает в университете английского города Лестера, не откажешь в мужестве: в то время как власти страдающей от долгового кризиса Эллады устраивают экстренную «инвентаризацию» недвижимости, для того чтобы избежать банкротства, он предлагает исключить из европейского валютного союза Германию.

«Как только развитая немецкая экономика перестанет оказывать негативное влияние на общую экономику стран еврозоны, евро тотчас же обесценится и «упадет» по отношению к другим валютам, что приведет к повышению конкурентоспособности экономик и продуктов оставшихся в еврозоне стран» - таков основной тезис профессора, сформулированный и обоснованный им в открытом письменном обращении, которое было опубликовано на этой неделе изданием Financial Times.

Доказывая свою точку зрения на способы выхода из кризиса, профессор обращает внимание общественности на то, что первоначальный план, предполагающий спасение греческой экономики путем миллиардных кредитов, полностью провалился, и, следовательно, необходимы новые методы. В своем письме Деметриадес подчеркивает, что «основная причина, по которой еврозону нельзя назвать оптимальным валютным пространством, кроется не в слабости периферийных европейских государств, а в избыточной силе немецкой экономики». В результате он приходит к выводу, что валютный союз должны покинуть не страны-должники, а спонсировавшая их интеграцию Германия.

Как только немецкая экономика перестанет «подавлять» экономики стран-соседей, в пострадавшие от общемировой рецессии государства объединенной Европы возвратятся экономический рост и доверие потенциальных инвесторов. Проценты по греческим кредитам можно будет снизить, доведя соотношение долговых обязательств к ВВП до 10%.

Неужели, задаются вопросом редакторы немецкого журнала Focus, прилежно работающие немецкие бюргеры трудятся хорошо и эффективно исключительно для того, чтобы «насолить» грекам? Правда ли, что после того как Германию вычеркнут из валютного союза, объединенная еврозона превратится в рай на земле? Такое изощренное «видение» проблемы возможно только с позиции профессора Деметриадеса, считают журналисты и припоминают слова бывшего канцлера Гельмута Шмидта: «Тому, у кого случаются видения, лучше идти к врачу!» Если же взглянуть на ситуацию трезвым взглядом, пишет Focus, то «союз стран с ослабленной экономикой, в центре которого, по мысли Деметриадеса, могли бы находиться Греция и Португалия, вряд ли способен выжить самостоятельно. Кто будет финансировать бедствующие государства? Не французы же? Они вряд ли обрадуются такой перспективе».

Возражая автору теории, представители СМИ вопрошают: «Что произойдет с Австрией, Финляндией и Нидерландами, которые тоже относятся к странам со стабильной экономикой? Следуя за мыслью профессора, можно предположить, что они, наконец, перестанут тратить деньги своих налогоплательщиков, чтобы спонсировать «вечную богадельню» южной Европы. Вероятнее всего, такие государства присоединятся к Германии и создадут новый союз с общей твердой валютой. Но долго ли просуществует эта разделенная пополам Европа?» Таким образом, подытоживают в Focus, становится очевидно, что с точки зрения объективного реализма доктрина Деметриадеса не функциональна.

В своем ответе на выступление грека негодующие журналисты апеллируют к фактам, но оставить в стороне эмоции им все же не удается. Они позволяют себе напомнить забывчивому профессору, что именно Греция была той страной, которая умудрилась войти в валютный союз, подтасовав определенные экономические показатели. Почему же, спрашивается, это «хитрое» государство должно сохранить евро - всеобщее достояние и достижение Союза, а главная «экономическая кормилица» еврозоны - Германия - потерять?

Впрочем, по утверждению негодующих немцев, им не привыкать к такому поведению южного соседа: достаточно вспомнить, как долго Греция отказывалась приватизировать принадлежащие государству объекты недвижимости, чтобы расплатиться с долгами. Или упомянуть о попытках греков подать в суд на группу из шести редакторов журнала Spiegel после того, как в 2010 году на первой полосе февральского номера этого издания была опубликована статья «Обманщики в еврозоне», в которой, в рамках журналистcкого расследования, раскрывались «многочисленные эллинские манипуляции».