Автор Тема: Юбилей евро: хорошо смеется тот, кто смеется последним  (Прочитано 2173 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн warlamАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 285
  • +10/-2
    • Просмотр профиля
В следующем месяце евро вопреки всем сомнениям отпразднует свою 10-ую годовщину. Валюта, появление которой сопровождалось слабым ростом и тяжелыми экономическими преобразованиями, сегодня уступает по важности и влиянию только доллару США.

Евро - это не первая попытка Европы ввести унифицированную валюту, зато самая решительная. Созданный в 1999 г. экономический и валютный союз сегодня охватывает область, которая включает 320 млн. человек и 15 стран, от таких центров экономической власти, как Франции и Германии до Кипра и Мальты. Однако экономисты отмечают, что на пути евро еще могут встретиться подводные камни, вызывавшие скептицизм в самом начале. Причем в ближайшие годы они увеличатся в размере, т.к. Европа и весь мир переживают крупнейший финансовый кризис со времен Великой Депрессии.

"Это будет самое серьезное испытание для единой валюты за все время ее существования", - говорит Мейрик Чепмен, стратег по активам с фиксированной доходностью UBS в Лондоне. Однако, прежде всего, следует отдать должное единой валюте и властям Еврозоны, в частности Европейскому центральному банку. "Для новичка евро показывает просто отличные результаты", - уверен Норберт Вальтер главный экономист в Deutsche Bank. Евро был введен 1 января 1999 г. в 11 странах: Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Финляндии, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Испании. Национальные валюты продолжали циркулировать, но были связаны между собой фиксированными обменными курсами.

Банкноты и монеты евро появились в 2002 г. К 2005 г. единая валюта опередила доллар США и стала самой популярной валютой на международных рынках капитала. Согласно информационному источнику Xtrakter, долговые обязательства, выраженные в евро, составили приблизительно 6 млрд. долларов, или 48.5% общего объема задолженностей на конец третьего квартала. Долговые обязательства в долларах США равнялись примерно 4 млрд. долларов, или 32.1%. В 2006 г. банкноты евро, находящиеся в обращении, впервые превысили стоимость всех банкнот доллара США. Евро также занимает второе место после доллара в запасах иностранных валют центральных банков мира. Согласно ожиданиям Вальтера, в ближайшие годы его доля с 28% увеличится до трети или даже больше. На третьем месте идет далеко отстающая японская иена. 

"Не прошло и 10 лет, а евро уже на равных с другими основными валютами", - говорит Вальтер. За это время четыре страны - Кипр, Греция, Мальта и Словения - отказались от своих национальных валют в пользу евро, и на них число желающих не заканчивается. Вместе с тем в течение большей части десятилетия инфляция в Еврозоне колебалась чуть выше ежегодного целевого уровня инфляции ЕЦБ в 2%. На инфляционной картине заметны серьезные улучшения в некоторых членах Еврозоны, особенно в Италии и Испании, где неизменно высокая инфляция удерживала высокие процентные ставки. Страхи о том, что присоединение бывших высокодоходных валют может сделать евро похожим, скорее, на итальянскую лиру, чем на стабильную и надежную немецкую марку, сейчас кажутся беспочвенными.

Конечно, и у ЕЦБ есть свои критики. Значительное число жителей Еврозоны, в том числе итальянцы, испанцы и граждане других стран настаивают на том, что текущий уровень инфляции в их странах гораздо выше, чем до перехода на евро. ЕЦБ, согнувшийся под бременем ответственности за борьбу с инфляцией, был раскритикован за повышение ключевой кредитной ставки до 4.25% в июле, чтобы поставить инфляцию "на якорь".  А сейчас ему предъявляют претензии, что он снижает ставки недостаточно быстро, в то время как инфляция исчезает, а экономика Еврозоны переживает первую полномасштабную рецессию с момента появления единой валюты.

Тем временем признаки возрастающего напряжения заметны на фоне растущих дифференциалов доходности между государственными облигациями, Деноминированными в евро. Доходность по итальянским государственным облигациям превысила доходность по государственным облигациям Германии, увеличив дифференциал до небывалого уровня с момента выпуска евро в 1999 г. Министр финансов Франции Кристин Лагард, празднующая день рождения вместе с евро, говорит, что ожидания критиков не оправдались, и у валюты в будущем появится еще больше поклонников. Если в небольшой прибыли нет ничего необычного, то размер дифференциала и другие данные указывают на растущие опасения инвесторов, что Италия или другие страны могут отказаться от единой валюты, в чем убеждены экономисты.

Сторонники евро утверждают, что без единой валюты текущий экономический кризис был бы еще глубже. Без валютного союза Европа оказалась бы охвачена чередой валютных кризисов, - говорит Фабьян Зулиг, старший политический аналитик Центра европейской политики, брюссельского исследовательского центра. Однако ситуация внутри самой Еврозоны не такая уж безоблачная. Противники евро с особым рвением критикуют монетарную политику ЕЦБ в стиле "всех под одну гребенку". Другими словами, если ЕЦБ устанавливает ключевую процентную ставку в 4%, ею должны руководствоваться все 15 стран от Греции до Ирландии. Такой уровень может уменьшить инфляционные давления во Франции или Германии, но быть абсолютно бездейственным в другой части Еврозоны.

По сути, многие экономисты согласны, что ставки ЕЦБ слишком долго были чрезмерно низкими для когда-то процветающих экономик, таких Ирландия и Испания, что привело к появлению огромного пузыря на рынке жилья. После изменения экономической ситуации ставки стали слишком высокими для этих стран, ускорив погружение в рецессию. Безусловно, другие центральные банки тоже устанавливают единые ставки для абсолютно разных регионов. Федеральная резервная система определяет ставку по федеральным фондам, которая регулирует стоимость займов для банков от Аппалачей до Силиконовой долины. Но в отличие от Еврозоны, федеральная форма правления США позволяет изменять фискальную политику от региона к региону, или от штата к штату.  В Еврозоне нет федерального правительства, и даже Европейский Союз не играет в фискальной политике существенной роли. Попытки нанести скоординированный фискальный удар по беспорядкам в мировой экономике вызвали трения: Германия не захотела синхронно менять ставки, а другие страны были против значительного увеличения государственных расходов.

Не обошлось и без других трудностей. Германия, самая крупная экономика Еврозоны, обогнала в своей производительности остальные страны Еврозоны. В то же время зарплата практически не увеличивались, и рабочим в Германии пришлось несладко. Италия и другие страны, которые выиграли от снижения процентных ставок и уменьшения инфляции, смогли конкурировать с промышленно развитой Германией, ведь теперь им больше не нужно прибегать к девальвации своих валют против валют Германии и Франции. Стремление этих стран повысить производительность усилит давление на рабочих, а вот уровень заработной платы, возможно, останется прежним.
 
Экономисты предостерегают, что если рецессия будет глубокой и длительной, это давление может вылиться в недовольство ЕЦБ и евро. Несмотря ни на что, Европейский центральный банк будет продолжать нести ответственность за управление экономикой Еврозоны в условиях финансовой неразберихи. ЕЦБ "является единственным эффективным институтом в Еврозоне", - считает Марко Анунзиато, главный экономист UniCredit MIB. "Столкнувшись с кризисом беспрецедентного масштаба и сложности, он стремится укрепить свое лидерство с помощью смелых политических решений, в то же время показывая, что его реакция будет такой же быстрой, если прогнозы улучшатся, а инфляция начнет снижаться", - говорил он в преддверии решения ЕЦБ о снижении ключевой кредитной ставки на невиданные 75 базисных пунктов до 2.5%.

Некоторые считают, что ЕЦБ пользуется слабым доверием. С начала финансового кризиса в августе 2007 г. ЕЦБ значительно расширил свой баланс примерно на 766 млн. евро, или 39%, который достиг 1,979 млрд. долларов, и обеспечивает финансовую систему значительной ликвидностью, согласно Citigroup. "По-видимому, они учитывают чрезвычайные обстоятельства, в которые попал евро, и это может помочь единой валюте пережить тяжелые времена", - говорит Чепмен из UBS. Сторонники евро считают, что выйти из Еврозоны не так-то просто. С одной стороны положения Маастрихтского договора не учитывают такой возможности. А с другой - это создаст серьезные проблемы компаниям, правительствам и институтам, которые полностью перешли на единую валюту.

Выход из Еврозоны может принести временное облегчение стране посредством девальвации ее последующей валюты. Но если верить скептикам, спреды процентных ставок против деноминированных в евро облигаций может расшириться. Это существенно увеличит стоимость долгов и кредитов для государства, банков, бизнесов и домохозяйств. "Финансовые беспорядки могут ускорить процесс принятия ряда стран, таких Дания в Еврозону", - полагает Эльга Барч, экономист Morgan Stanley. Например, поддержка Международного валютного фонда поможет Венгрии быстрее добиться соответствия требованиям к конвергенции, которые необходимы для присоединения к экономическому и валютному союзу. "В результате некоторые страны могут перейти на евро немного раньше, чем предполагал рынок", - добавляет Барч. 

Уильям Л. Уаттс, репортер MarketWatch в Лондоне.

Источник: Новости и прогнозы Форекс