Автор Тема: Россия проводит ренационализацию  (Прочитано 3801 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн abc0000Автор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 222
  • +5/-0
    • Просмотр профиля
"В российской экономике происходит что-то странное. Малоэффективные государственные предприятия активно приобретают успешные частные фирмы. По данным Европейского банка реконструкции и развития, доля ВВП, созданная частным сектором, сократилась в прошлом году с 70 до 65%. Ни возвратом к социалистической идеологии, ни чисто стратегическими соображениями, ни тем более заботой об экономической эффективности невозможно объяснить операции, затрагивающие такие разные секторы, как банковское дело, нефть или автомобильная промышленность", - пишет в среду ежедневная швейцарская газета "Le Temps".

"В 1999 году 90% нефтяной промышленности находилось в частных руках. В течение пяти лет нефтедобыча ежегодно росла в среднем на 8,5%, в частности, благодаря внедрению иностранной технологии и работе иностранных экспертов. Одновременно мировой рост цен на нефть позволял государству пополнять свою казну, все больше облагая налогами нефтяные компании. В 2000 году "ЮКОС" заплатил налоги на сумму в 6 млрд. долларов - намного больше, чем можно было себе представить в момент его приватизации в 1995 году. Это доказывало, что легализация и политика разумного налогообложения приносят стране больше доходов, чем национализация. Параллельно улучшался менеджемент. Биржа ожидала приватизации "Роснефти" и "Зарубежнефтегаза", - цитирует слова издания "InoPressa".

"Но в 2003 году началась ренационализация. Первым ее актом стала покупка "Роснефтью" небольшой нефтяной компании "Северная нефть". "Роснефть" заплатила 600 млн долларов за активы, которые два-три года назад были куплены за 7 млн. Потом "Роснефть" взялась за "ЮКОС". Операция, не закончившаяся до сих пор, началась летом 2003 года с целенаправленного уничтожения компании государством, которое не остановилось перед незаконными судебными преследованиями и конфискационным налогообложением. Скоро "Роснефть" подберет последние кусочки "ЮКОСа". В сентябре прошлого года в ходе уже совершенно другой операции государственная компания "Газпром" купила "Сибнефть" у олигарха Романа Абрамовича, который, пользуясь расположением Кремля, благоразумно уехал жить в Великобританию. Чтобы обеспечить себе контроль над его активами, "Газпром" заплатил дорого - 19 млрд. долларов", - говорится в статье.

"Все эти операции ослабили весь сектор, что выглядело скандалом на фоне мирового нефтяного бума. С тех пор как преследования со стороны правительства сделали невозможной работу администрации "ЮКОСа", его инвестиционная активность и объемы нефтедобычи начали стремительно снижаться. Этому же способствовала и задержка с продажей "Сибнефти". В свою очередь, "Роснефть" инвестировала мало, так как все ресурсы бросила на приобретение новых активов. Последние частные производители - "ТНК-ВР", "Лукойл" и "Сургут", понимая опасность инвестирования слишком больших средств или стимулирования производства, умерили темпы наращивания своих производственных мощностей. В 2005 году рост нефтедобычи сократился до 2,7%. На этот год, по прогнозам правительства, он едва приблизится к 2%, но за четыре месяца рост составил всего 1,7%", - пишет газета.

"Правительство могло бы остановить этот негативный процесс, вернувшись к приватизации. Россия нуждается в частных компаниях для активной разработки новых месторождений - там, где государственные предприятия долго не могли справиться со своими задачами. Но вместо этого "Роснефть" начинает переговоры о приобретении очередного частного конкурента - "Сургута". Руководство "Роснефти" готовится занять деньги за рубежом, чтобы собрать миллиарды, которые позволят ему погасить ссуды и приобрести несколько фондовых опционов. В банковском секторе пять крупных государственных банков систематически скупают более мелких конкурентов. Эти рейды сопровождаются кампаниями по их дискредитации и обвинениями. В результате банковский сектор остается под контролем государства, а его вклад в ВВП в десять раз ниже, чем в Украине, хотя эта страна менее развита, чем Россия", - отмечает автор статьи.

"Автомобилестроение могло бы получить толчок, но это требует крупных инвестиций со стороны международных компаний. Многие известные фирмы объявили о том, что они собираются открыть в стране заводы. Но их проекты заблокированы. Тем временем, "Рособоронэкспорт" взял под контроль гигантский "АвтоВАЗ", которому еще предстоит реструктурирование и который получит огромные дотации от государства. Это не может не затормозить модернизацию российской автомобильной промышленности. Восстали из руин несколько машиностроительных предприятий, в частности, "Уралмаш". Но его материнская компания, ОМЗ, в прошлом году была по необъяснимым причинам продана "Газпрому". Другое благополучное предприятие, "Силовые машины", было точно так же продано РАО "ЕЭС России", что к тому же отвлекло последнее от его основной деятельности", - пишет издание.

"В непомерно раздувшемся авиационном секторе несколько мелких частных фирм работали вполне успешно, но сегодня им приходится объединяться вместе с государственными компаниями в огромный конгломерат "Air Union", три четверти акций которого принадлежат государству. Нет никаких сомнений в том, что, получив небольшие субсидии, крупные неэффективные государственные компании сумеют убрать с дороги благополучных "выскочек". Подобных трансакций в мире крупных российских компаний становится все больше. Некоторые частные владельцы пользуются господской благосклонностью и получают за свою собственность хорошие деньги. Тем, кто не позаботился о поддержании хороших отношений с Кремлем, платят мало, но они продают - чтобы не разделить участь Михаила Ходорковского", - говорится в тексте материала.

ЛIГАБiзнесIнформ