Автор Тема: Проект новой военной доктрины РФ  (Прочитано 2771 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн swingerАвтор темы

  • Thank You
  • -Given:
  • -Receive:
  • Сообщений: 244
  • +11/-2
    • Просмотр профиля
На одном из ближайших заседаний правительства будет рассмотрен проект новой военной доктрины России, который готовился экспертной группой Министерства обороны. Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов внесет свои коррективы, чтобы лично представить документ в Белом доме. Крайний срок рассмотрения — 1 октября.

Работа над проектом велась в обстановке особой секретности, но тем не менее Газете.GZT.ru стали известны некоторые ключевые положения документа. Если концепция будет принята, Россия сможет вмешиваться в приграничные конфликты, закрывать глаза на распространение ядерного оружия и бороться с вероятными противниками — США, НАТО и международным терроризмом.

Действующая военная доктрина была принята в 1993 году, а в апреле 2000-го Владимир Путин внес в нее некоторые дополнения. Что нового появится в 2006 году?

Первое и главное отличие — меняется сам характер документа. Прежняя концепция была временной: «Военная доктрина является документом переходного периода — периода становления демократического государства, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений». Нынешняя станет постоянной: «Военная доктрина является документом демократического государства, многоукладной экономики...» и далее по старому тексту.

Схожим образом был отредактирован и абзац, посвященный характеру концепции. Если в действующей расписано подробно: «Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы», то новая версия звучит более кратко, без отсыла к «органическому сочетанию». Но доктрина остается «оборонительной».

Тем не менее, ее «оборонительность» претерпит ряд изменений. Например, в разделе «Основы применения ВС РФ» указано, что Россия теперь может применять силу и «защищать интересы своих граждан за рубежом, если их жизни будет угрожать опасность». В действующей доктрине такого пункта нет.

Вторая по важности особенность — Россия с принятием основополагающего документа может участвовать в приграничных вооруженных конфликтах по периметру своей территории, где происходит «нарушение принципов международного права, подпадающее под определение агрессии в отношении ее граждан». Видимо, разработчики документа предположили, что конфликты в Абхазии и Южной Осетии, большинство жителей которых имеют российское гражданство, останутся в «горячем» состоянии настолько долго, насколько целесообразно продлить действие новой военной доктрины.

Ядерное оружие и социальное положение военнослужащих — главные пункты

Третье отличие кроется в разделе «Обеспечение военной безопасности». Например, этот пункт предусматривает, что совместную оборонную политику Россия будет проводить со «странами СНГ», а не только с Белоруссией, как было написано в предыдущем документе.

Но главное в этом разделе то, что Россия отныне просто «выступает за нераспространение ядерного оружия и средств его доставки». В прежней редакции было записано, что она «за универсальный характер режима нераспространения ядерного оружия». Источник «Газеты» в Минобороны, близкий к группе разработчиков, пояснил: «Отказ от формулировки «универсальный характер» — это страховка на случай, если у Ирана появится ядерное оружие».

Еще одну особенность новой доктрины Минобороны рассматривает как гвоздь программы. Когда на заседании коллегии Минобороны обсуждался проект, Сергей Иванов потребовал внести пункт о социальном положении военнослужащих. «Какой может быть армия, если она социально не обеспечена?» — задал риторический вопрос вице-премьер. Подчиненные согласились с шефом и изменили список приоритетных задач Вооруженных сил.

В новой редакции «социалка» значится на первом месте и оттеснила глобальные вопросы: поддержание и развитие сил стратегического сдерживания, минимально достаточных для гарантированного отражения нынешних и будущих военных угроз, современное техническое перевооружение, финансирование производственных объединений, выпускающих новое оружие и технику, и т.д. Правда, увеличение финансирования на перевооружение и нужды ВПК тоже значится в списке главных приоритетов страны.

Потенциальные враги России

Из того, что осталось неизменным, в первую очередь стоит назвать вероятных противников России. Авторы проекта предлагают свою «табель о рангах»: США, НАТО, международный терроризм.

«То, что НАТО и США по-прежнему представлены как вероятные противники, — остатки советской военной доктрины. Причем, на мой взгляд, не вполне адекватные, — заявил «Газете» директор Института политических исследований Сергей Марков. — Конечно, мы должны быть готовы противостоять любому противнику, но нам необходимо развитие Вооруженных сил в локальных конфликтах».

Остальные пункты предлагаемого Минобороны проекта либо повторяют аналогичные в действующей доктрине, либо слегка адаптируют ее к изменившейся реальности. Источник издания на Арбатской площади подчеркнул: «Из умирающей страны мы превратились в страну, которая по новой завоевывает практически все позиции, которые были во времена СССР. Мы превратились в активного игрока».

Основной угрозой национальной безопасности по-прежнему называется вмешательство иностранных государств во внутренние дела России — «либо прямое, либо через поддерживаемые ими структуры, возможность насильственных выступлений против конституционного порядка в постсоветских государствах, результатом которых может стать нестабильность на границах».

Жители Абхазии и Южной Осетии освобождены от призыва

Небольшие изменения коснутся статуса смешанных воинских формирований СНГ: 20-я статья раздела «Основы применения ВС РФ» предусматривает, что они комплектуются в соответствии с Конституцией России. Это означает, что они практически приравниваются к российским Вооруженным силам.

Уточняется статус российских граждан, живущих в странах СНГ: их нельзя призвать на срочную службу, можно только заключить контракт. Видимо, пункт необходим для того, чтобы внести хоть какую-то ясность по поводу статуса жителей Абхазии и Южной Осетии призывного возраста, имеющих российские паспорта. В действующей доктрине этой нормы нет.

В разделе «Формирование ВС» основная ставка делается на «подразделения быстрого реагирования в армии, ВВС, ВМФ и Воздушно-десантных войсках, сформированных из профессиональных военных, которые составят костяк подразделений, выполняющих конкретные боевые задачи». Как и в доктрине 1993 года, правовой основой является Конституция России, а основным органом оперативного управления ВС остается Генштаб. Но в целом, по мнению немногих экспертов, видевших документ, «плохо прописано участие гражданского общества в контроле над ВС, роль армии в обществе, хотя сам принцип провозглашен».

Newsru.com